Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход.
Детям-сиротам, выпускникам детских домов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отстутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг. За стенами детского дома их ожидает масса проблем: юридических, психологических, бытовых, материальных. И при этом им некуда обратиться со своимим проблемами, со своими горестями и радостями. Это и становится причиной той страшной статистики, которую приводят специалисты: только 40% выпускников детских домов живут относительно благополучно. Но и их жизненный сценарий можно охарактеризовать как "выживание".
 

  На успешную социализацию и интеграцию в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно будет рассчитывать только в том случае, если они будут включены в систему адаптации и развития. Если каждый ребенок будет знать, что есть люди, к которым можно прийти со своей проблемой и которые поддержат в трудной ситуации. На формирование этой системы в г. Уфе направлен данный проект. Проект реализуется совместно с Центром медико-психолого-социального сопровождения "Семья" при поддержке Управления опеки и попечительства администрации г. Уфа. 
 







В рамках проекта в течении учебного года организуются занятия для старшеклассников по подготовке воспитанников детских домов к самостоятельной жизни. Дети получают знания и навыки из различных областей жизни: по профориентации, юридической грамотности, социально-бытовым навыкам, подготовке к семейной жизни. Одновременно проводятся занятия со специалистами учреждений профессионального образования, по изучению личностных особенностей детей-сирот. Таким образом достигается психологическая готовность детей к выпуску, а взрослых в учебных заведениях к принятию детей данной категории. 
По окончании курса специалистами, работающими по программе совместно с педагогами детского дома и сотрудниками Управления опеки и попечительства проводится анализ и оценка готовности каждого выпускника к самостоятельной жизни. Составляется индивидуальный маршрут сопровождения выпускника, данные из которого заносятся в общую базу данных выпускников детских домов г. Уфа. На основании индивидуального маршрута сопровождения оказывается дальнейшая помощь выпускнику.    
 

Для решения основных проблем организованы консультации специалистов для выпускников детских домов по широкому кругу вопросов: юридических, психологических, социально-бытовых, медицинских. Специалисты, работающие в проекте не только сами оказывают помощь ребятам, но и осуществляют связь между государственными органами и организациями города, которые работают в данном направлении.
Благодаря этому участники программы могут своевременно получить квалифицированную необходимую им помощь.
  




 Ведущим направлением проекта является работа наставников - социальных работников ЦМПСС "Семья", которые осуществляют постоянное индивидуальное сопровождение выпускников. Работа этих наставников оплачивается фондом. Наставники поддерживают связь с учебным заведением, оказывают необходимую поддержку детям, в случае необходимости направляют ребенка к специалистам. Очень важным направлением работы наставников является формирование связей с обществом выпускника. Чем шире круг общения сироты, чем больше в нем людей, способных оказать позитивное влияние на его развитие, тем выше вероятность успешной социализации. Наставник это главная нить, которая связывает выпускника детского дома с обществом.